★О хаосе, глине и дочке Гоголя.В таких местах, как мастерские, творческий беспорядок граничит с хаосом. В них забываешь, что нормальный человеческий облик - это вовсе не измазанное по локоть и упакованное в синий рабочий халат существо. В них почему-то напрочь исчезают все сомнения и неуверенность, когда тебя с пилой выставляют на задний дворик со словами: "Ну, найдешь там себе что-то под каркас." А ты стоишь, хлопая глазами перед складом деревяшек, туго сплетенных проволокой, торчащих из прежних скелетов скульптур, и берешься за дело, понимая, что никто помогать тебе в общем-то не собирается. Ломаешь доски, находишь ту, единственную, подходящую, и счастливый несешься обратно, вгоняешь гвозди и выдыхаешь. Слышишь за спиной покашливание и короткий кивок в сторону сырой глины. "Эээ... И мне в это лезть?" Опять кивок. Смиряешься, с опасением протягиваешь и погружаешь руки во влажное и податливое, кусками начиная наращивать плоть и... И увлекаешься. Увлекаешься, пропадаешь, тонешь.
Помню свое изумление, когда перед нами без подготовки положили фотографии и сказали: "Лепите!" То есть как, опешили мы, но за дело все-таки взялись. Хотя на тот момент было абсолютно не ясно, как из плоского отпечатка сделать трехмерную копию портрета. Так я вылепила
А затем мы могли взять, что угодно, и я выбрала Шляпника, намереваясь переселить его из той истории стимпанка, которой я обросла во время своего диплома, читая по нему книги, ища уже современные аналоги, в скульптуру. С ним рядом жила девушка-механик, безумные изобретатели и целая ветка, которая из года в год обрастала своими деталями в скорых рисунках и концепциях интерьера.
Но то ли меня не хватило на него, то ли я просто обленилась, но я поставила его на полку в мастерской и больше туда не вернулась. Когда я начинала, то мне сказали, что мы похожи, а потом долго уговаривали пригласить "оригинал", который, впрочем, не существует сам по себе. Как-то, через несколько лет, встретив преподавательницу вновь, я услышала от нее: "Заберите его, он по вас скучает." Меня тогда передернуло, я так и не рискнула посмотреть в глаза брошенному и неоконченному. А сейчас его уже наверное и вовсе нет, потому что, когда выпускаешь из рук недоделку, то признаешь, что любой может ее взять, подставить под раскаленный воздух и пустить на переплавку в качестве расходного материала. Точно так же, как поступал ты сам, роясь в каркасах и глине...